Молитва крайней необходимости

Советуем ознакомиться молитва крайней необходимости с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

Обсуждения

МОЛИТВА, СОВЕРШАЕМАЯ В СЛУЧАЯХ КРАЙНЕЙ НЕОБХОДИМОСТИ ПОМОЩИ ГОСПОДА

8 сообщений

Можно выполнять ее в любое время, за исключением времени, запретного для совершения намаза, но предпочтительнее всего после ночной молитвы ("'Иша'").

В первом ракяате после суры "аль-Фатиха" желательно прочитать три раза аят "аль-Курси", в каждом из последующих ракяатов – по три последние суры Священного Корана ("аль-Ихляс", "аль-Фаляк" и "ан-Нас").

Куль хувал-лааху ахад. Аллаахус-сомад. Лям ялид ва лям юуляд. Ва лям якул-ляху куфуван ахад.

Куль а'уузу би раббиль-фаляк. Мин шарри маа халяк. Ва мин шарри гааси-кын изээ вакаб. Ва мин шарри ннаффаасаати филь-'укад. Ва мин шарри хааси-дин изээ хасад.

Куль а'уузу би раббин-наас. Мааликин-наас. Иляяхин-наас. Мин шарриль-васваасиль-ханнаас. Аллязии ювасвису фии судуурин-наас. Миналь-джиннати ваннаас

"Хвала Аллаху, мир и благословение посланнику Его Мухаммаду, всему роду его и сподвижникам. Нет бога, кроме Единого Господа, терпение Которого велико [Он не сразу наказывает рабов Своих за ошибки и грехи, дает возможность раскаяться и покаяться], а щедрость Его безгранична. Он далек от всех недостатков, Он – Господь великого Трона. Хвала Аллаху, Господу миров. Я прошу у Тебя, о Господи, то, что приблизит меня к милости Твоей. И то, что устремит меня к прощению Твоему. Я прошу у Тебя умения получать благо со всего праведного. Прошу удалить меня от грешного. Не оставляй на мне грех, который не будет прощен! Избавь меня от тревог и беспокойств! Ни одну просьбу и потребность мою, которыми доволен Ты, не оставь неудовлетворенной! О Тот, Кто милостивей всех милостивых! И благослови же посланника Твоего Мухаммада и род его ".

Намаз, совершаемый в случаях крайней необходимости помощи Господа

Состоит из двух ракяатов (возможно совершение и четырех).

Можно выполнять ее в любое время, за исключением времени, запретного для совершения намаза, но предпочтительнее всего – после ночной молитвы (‘Иша’).

В первом ракяате после суры «аль-Фатиха» желательно прочитать три раза аят «аль-Курси», в каждом из последующих ракяатов – три последние суры Священного Корана («аль-Ихляс», «аль-Фаляк» и «ан-Нас»), то есть во втором, в третьем и четвертом ракяатах (в каждом из них) прочесть одна за другой данные три суры[1].

В сводах хадисов имамов ат-Тирмизи и Ибн Маджа по поводу данной молитвы-намаза приводится следующее высказывание пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «Если у кого-то возникла необходимость в помощи Всевышнего или потребность в помощи кого-либо из людей, то пусть он наилучшим образом совершит омовение, а затем выполнит два ракяата [молитвы], по завершении которых обратится к Аллаху со следующими словами:

«Аль-хамду лил-ляях, вас-саляяту вас-саляяму ‘аляя сайидинаа махуммадин ва ‘аляя ээлихи ва сахбихи аджма‘ийн. Ляя иляяхэ иллял-лаахуль-халиимуль-кярийм. Субхаанал-лаахи раббиль-‘аршиль-‘азыйм. Аль-хамдулил-ляяхи раббиль-‘аалямийн. Ас’элюкя мууджибаати рахматикь, ва ‘азааима магфиратикь, валь-ганиймятэ мин кулли бирр, вас-саляямэтэ мин кулли исм. Ляя тэдэ‘ лии зэнбэн илляя гафартэхь, ва ляя хэммэн илляя фарраджтэхь, ва ляя хааджэтэн хия лякя ридан илляя кадайтэхэ. Йа архамэр-раахимийн. Ва салли, аллаахумма ‘аляя сайидинаа мухаммадин ва ‘аляя ээли мухаммад»[2].

اَلْحَمْدُ لِلَّهِ وَ الصَّلاَةُ وَ السَّلاَمُ عَلىَ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ وَ عَلىَ آلِهِ وَ صَحْبِهِ

أَجْمَعِينَ , لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ الْحَلِيمُ الْكَرِيمُ , سُبْحَانَ اللَّهِ رَبِّ الْعَرْشِ الْعَظِيمِ

الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ , أَسْأَلُكَ مُوجِباَتِ رَحْمَتِكَ , وَ عَزَائِمَ مَغـْفِرَتِكَ

وَ الْغَنِيمَةَ مِنْ كُلِّ بِرٍّ , وَ السَّلاَمَةَ مِنْ كُلِّ إِثْمٍ , لاَ تَدَعْ لِي ذَنـْباً إِلاَّ غَفَرْتَهُ

وَ لاَ هَمًّا إِلاَّ فَرَّجْتَهُ , وَ لاَ حَاجَةً هِيَ لَكَ رِضًا إِلاَّ قَضَيْتَهَا يَا أَرْحَمَ

الرَّاحِمِينَ . وَ صَلِّ اللَّهُمَّ عَلىَ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ وَ عَلىَ آلِ مُحَمَّدٍ .

«Хвала Аллаху, мир и благословение Его посланнику Мухаммаду, всему его роду и сподвижникам. Нет бога, кроме Единого Господа, терпение Которого велико [Он не сразу наказывает за ошибки и грехи, дает возможность раскаяться и покаяться], а щедрость Его безгранична. Он далек от всех недостатков, Он – Господь великого Трона. Хвала Аллаху, Господу миров. Я прошу у Тебя, о Господи, то, что приблизит меня к милости Твоей. И то, что устремит меня к прощению Твоему. Я прошу у Тебя умения получать благо со всего праведного. Прошу удалить меня от грешного. Не оставляй на мне грех, который не будет прощен! Избавь меня от тревог и беспокойств! Ни одну просьбу и потребность мою, которыми доволен Ты, не оставь неудовлетворенной! О Тот, Кто милостивей всех милостивых! И благослови же посланника Твоего Мухаммада и его род».

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1065, 1066.

[2] См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 169, хадис № 478; Ибн Маджа М. Сунан. С. 153, хадис № 1384; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 3. С. 991, хадис № 1327.

Молитва крайней необходимости

21 марта 2015, 22:38 3

20 марта 2015, 14:19 1

8 марта 2015, 21:00 5

18 марта 2015, 00:52 2

23 марта 2015, 01:05 2

28 марта 2015, 01:40 1

8 апреля 2015, 02:58 0

8 апреля 2015, 03:09 1

25 марта 2015, 23:09 0

25 марта 2015, 15:46 6

Прямой эфир

11 сентября 2017, 02:12 1

11 сентября 2017, 02:02 2

27 августа 2017, 00:49 1

27 августа 2017, 00:43 1

25 августа 2017, 23:19 1

23 августа 2017, 19:31 1

22 августа 2017, 22:44 1

17 марта 2017, 21:26 1

13 марта 2017, 01:47 1

26 февраля 2017, 23:10 2

Дополнительные намазы

Молитвы, которые можно иногда совершать вместе с молитвами-фардами

— два ракяата после двух ракяатов сунны дневной молитвы (Зухр);

— четыре ракяата до послеполуденной молитвы (‘Аср). Возможно совершение и двух ракяатов вместо четырех;

— два ракяата до вечерней молитвы (Магриб); читаются, как правило, мусульманами шафиитского мазхаба;

— четыре ракяата после вечерней молитвы (Магриб). Данная молитва называется «саляятуль-аввабийн». Она может совершаться после двух ракяатов обязательной сунны вечерней молитвы;

— четыре ракяата до ночной молитвы (‘Иша’).

Молитва «Духа́»
Молитва омовения

Состоит из двух ракяатов.

Время совершения — тотчас после омовения (до испарения воды с поверхности омытых частей тела). Заключительный посланник Творца Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто из вас наилучшим образом совершит омовение [в соответствующей последовательности и не пренебрегая тем, что относится к его желательным составляющим], после чего выполнит два ракяата молитвы, делая это с глубокой искренностью [находя гармонию души и тела, умиротворение, осмысленность бытия, источник новых сил и воодушевление], тот непременно заслуживает Рая».

Молитва приветствия мечети

Она состоит из двух ракяатов и совершается сразу после входа в мечеть.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Если кто-либо из вас зайдет в мечеть, пусть не садится, пока не совершит два ракяата молитвы [приветствия]».

Если зашедший в мечеть совершил сразу какой-либо другой намаз (будь то молитва фард или сунна), то это заменяет собой молитву приветствия даже без особого намерения.

— при входе в мекканскую мечеть «аль-Харам», приветствием которой является обход вокруг Каабы;

— при входе в мечеть с намерением совершить праздничную молитву (салятуль-‘ийд) в праздник Разговения (‘Ийдуль-фитр, Ураза-байрам) и праздник жертвоприношения (‘Ийдуль-адха, Курбан-байрам). Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) не совершал никаких молитв до и после праздничной;

— при входе в мечеть в момент, когда начинается одна из пяти обязательных молитв. Пророк сказал: «Если люди встают на обязательную молитву (уже читается икамат), то никакая иная, кроме данной, не совершается».

Молитва «Тахаджуд»
Молитва «Истихара»

«О Аллах, я прошу у Тебя блага на основе всезнания Твоего. Прошу проявления силы Твоей на основе всемогущества Твоего.

Прошу проявления великой милости Твоей. Всесилен Ты, но бессилен я. Ты всезнающ, однако я несведущ. Ведомо Тебе все сокровенное!

Желательно начать и завершить это ду‘а-обращение, как и все подобные мольбы, словами восхваления Господа и прошения у Него благословения для пророка Мухаммада и его рода:

Молитва крайней необходимости

  1. Форум
  2. Тематические разделы “>Бёлюмле

Тематические разделы

  • Религия “>Дин

    Намаз. Своевременость и искренность.

    Только пропуски в тексте делай, анда-мында, между строчками, чтобы легче читать было.

    кеб джер алыб ийди.. пропускланы постарался как смог..

    есть еще подобные тексты про намаз, сал десенг салырма..

    почтама бир ийсенг а)))

    Бу нят намазды? Керти да бармыды быллай? В соцсетях активно ссылку распространяют под названием “Особый намаз, который искупит сразу 10 видов грехов”

    крайней необходимости помощи Господа

    Состоит из двух ракяатов (возможно совершение и четырех).

    «Аль-хамду лил-ляях, вас-саляяту вас-саляяму ‘аляя сайидинаа мухaммадин ва ‘аляя ээлихи ва сахбихи аджма‘ийн. Ляя иляяхэ иллял-лаахуль-халиимуль-кярийм. Субхаанал-лаахи раббиль-‘аршиль-‘азыйм. Аль-хамдулил-ляяхи раббиль-‘аалямийн. Ас’элюкя мууджибаати рахматикь, ва ‘азааима магфиратикь, валь-ганиймятэ мин кулли бирр, вас-саляямэтэ мин кулли исм. Ляя тэдэ‘ лии зэнбэн илляя гафартэхь, ва ляя хэммэн илляя фарраджтэхь, ва ляя хааджэтэн хия лякя ридан илляя кадайтэхэ. Йа архамэр-раахимийн. Ва салли, аллаахумма ‘аляя сайидинаа мухаммадин ва ‘аляя ээли мухаммад»/27/.

    «Хвала Аллаху, мир и благословение Его посланнику Мухаммаду, всему его роду и сподвижникам. Нет бога, кроме Единого Господа, терпение Которого велико [Он не сразу наказывает за ошибки и грехи, дает возможность раскаяться и покаяться], а щедрость Его безгранична. Он далек от всех недостатков, Он — Господь великого Трона. Хвала Аллаху, Господу миров. Я прошу у Тебя, о Господи, то, что приблизит меня к милости Твоей. И то, что устремит меня к прощению Твоему. Я прошу у Тебя умения получать благо со всего праведного. Прошу удалить меня от грешного. Не оставляй на мне грех, который не будет прощен! Избавь меня от тревог и беспокойств! Ни одну просьбу и потребность мою, которыми доволен Ты, не оставь неудовлетворенной! О Тот, Кто милостивей всех милостивых!

    Молитва крайней необходимости

    Хукм прерывания молитвы в случаях крайней необходимости

    • May. 2nd, 2014 at 9:55 PM

    Допустимо ли прервать молитву в случае аварии при предупредительном сигнале сирены?

    Ученые сказали, что вы должны ( يجب ) прервать молитву, чтобы спасти человека от несчастного случая. Например, во время молитвы вы увидели змею, подползающую к человеку, в то время как сам он ее не замечает. Если змея ползет в его направлении, то вам необходимо прервать молитву и сказать ему, чтобы она не успела его укусить, поскольку укус может быть смертельным. Или же, если вы увидели незрячего человека, который идет в сторону открытой скважины и вы опасаетесь, что он может упасть в нее, то вы должны прервать молитву, чтобы уберечь его от этого. То же самое относится к пожару и другим подобным обстоятельствам.

    Но если вы услышали звук сирены по какой-либо незначительной причине, которая может быть устранена после завершения молитвы, то недопустимо прерывать ее, поскольку проблема может быть решена и позже, без всяких вредоносных последствий.

    Аллаху известно об этом лучше.

    "Фатава Самаахат аш-Шейх АбдуЛлах ибн Хумейид". Стр 136

    Разрешается ли объединять намазы в случае крайней необходимости?

    Всевышний Аллах обязал рабов ежедневно совершать пять обязательных намазов, для каждого из которых отведено определенное время. В Коране по этому поводу сказано: «Воистину, намаз предписан верующим в определенное время» (ан-Ниса, 103).

    Поэтому, если мусульманин пропустил намаз без уважительной причины, то он совершил тяжкий грех, который можно смыть только искренним покаянием. Некоторые богословы даже считают, что возмещать такой намаз необязательно, потому что он все равно не будет принят, даже если человек возместит его тысячу раз.

    Муслим передал со слов Аиши, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Если кто-либо совершит поступок, который мы не приказывали совершать, то он будет отвергнут”. Известно, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершал намаз вовремя и приказывал своим последователям поступать так же, и Аллах не принимает сознательно и беспричинно пропущенные намазы.

    Однако при некоторых обстоятельствах (в поездке, во время болезни или сильного дождя) Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совмещал полуденный намаз с послеполуденным, а закатный – с вечерним. В частности, аль-Бухари и Муслим передали хадис Ибн Умара о том, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, когда спешил во время путешествия, объединял закатный и вечерний намазы. Хадисов на эту тему очень много.

    В некоторых сообщениях отмечается, что иногда он объединял эти намазы без видимой уважительной причины. Муслим передал слова Ибн Аббаса: “Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, будучи в Медине, объединил полуденный намаз с послеполуденным, а закатный – с вечерним. В то время он не испытывал страха, и дождя тогда тоже не было”.

    В одной из версий хадиса сообщается, что Саид б. Джубейр спросил Ибн Аббаса о причине этого, и тот ответил: “Он не хотел обременить кого-либо из своих последователей”. В другой версии, рассказанной Абдуллахом б. Шакиком, говорится: “Однажды, завершив послеполуденный намаз, Ибн Аббас прочел нам проповедь. Она затянулась настолько, что закатилось солнце, и появились звезды. Люди стали говорить: “Намаз! Намаз!” Тут к нему подошел человек из племени Тамим, который не переставая начал повторять: “Намаз! Намаз!” Ибн Аббас же воскликнул: “Неужели ты станешь учить меня Сунне? Горе твоей матери! Я видел, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совмещал полуденный намаз с послеполуденным, а закатный – с вечерним”. Потом Ибн Шакик сказал: “Я засомневался в его словах и спросил об этом Абу Хурейру, и он подтвердил слова Ибн Аббаса”. Этот хадис тоже передал Муслим.

    Богословы по-разному трактовали эти предания. Ат-Тирмизи полагал, что ими вообще не следует руководствоваться. В конце своего сборника он сказал: “В моей книге есть всего два хадиса, которые мусульмане единодушно не принимают во внимание. Это – хадис Ибн Аббаса о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совместил намазы в Медине, когда ему ничего не угрожало и когда даже не было дождя; а также хадис о том, что наказанием за употребление вина в четвертый раз является смертная казнь”.

    Как заметил имам ан-Навави, смертная казнь за употребление опьяняющих напитков действительно была отменена. Что же касается отказа от совмещения намазов, то богословы не были единодушны по этому поводу.

    Некоторые из них считали, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поступал так, когда небо было облачным, и он не мог определить наступление времени намаза. Ахмад б. Ханбал и многие богословы шафиитского толка полагали, что причиной этого была болезнь.

    Согласно наиболее предпочтительному мнению, совмещать вышеуказанные намазы разрешается, если человек боится пропустить важное безотлагательное дело. Так считали Ибн Сирин, Абу Исхак аль-Марвази, Ашхаб (ученый маликитского толка), аль-Каффал (богослов шафиитского толка) и др. Таким же образом действия Пророка, мир ему и благословение Аллаха, расценили Ибн Аббас и Абу Хурейра.

    Это подтверждается и другим хадисом, переданным ан-Насаи со слов Салима б. Абдуллаха. Его спросили о том, как молился его отец Абдуллах б. Умар во время поездок: “Объединял ли он намазы во время них?” В ответ он сказал, что однажды, когда отец был на плантации, его жена Сафийя бт. Абу Убейд написала ему: “Наступил последний день моей земной жизни и первый день моей будущей жизни”. Тогда он сел верхом и спешно направился домой. Когда наступило время полуденного намаза, муэдзин сказал ему: “Намаз, Абу Абд ар-Рахман!” Он даже не обернулся, а когда приблизилось время послеполуденного намаза, он сказал: “Объяви о начале намаза, а когда я завершу намаз, объяви о начале другого намаза”. Помолившись, он снова отправился в путь верхом. Когда закатилось солнце, муэдзин снова сказал: “Намаз!” Он ответил: “Мы поступим так, как поступили во время полуденного и послеполуденного намазов”. Когда на небе появилось много звезд, он остановился и сказал муэдзину: “Объяви о начале намаза, а когда я завершу намаз, объяви о начале другого намаза”. После молитвы он повернулся к нам и сказал: “Если кто-либо из вас опасается того, что он пропустит важное дело, путь молится таким образом”.

    Следовательно, совмещать можно только полуденный намаз с послеполуденным, и закатный – с вечерним. Поступать так разрешено только в том случае, если молящийся опасается пропустить очень важное дело, например, если хирургическая операция продолжается несколько часов кряду, и врач не может отойти от пациента. Некоторые ученые разрешают совмещать намазы студентам, которым запрещают пропускать занятия, угрожая отчислением.

    Однако совмещать намазы регулярно по причине повседневных дел или бесполезных занятий категорически запрещено. За подобную халатность человек будет нести ответственность перед Аллахом, и такой грех может разрушить многие добрые дела верующего. Всевышний сказал: «Горе молящимся, которые небрежны к своим намазам» (аль-Маун, 4-5). Пренебрежение намазами, в особенности – ради мирских дел, является качеством лицемеров и маловеров, и мы просим Аллаха Всевышнего уберечь нас от этого!

    Молитва крайней необходимости

    Епископ Варнава (Беляев). Основы искусства святости. Том 4

    Глава 12. Молитва

    § 1. Необходимость молитвы

    Бог знает сердца молящихся (Мф. 6, 8). Поэтому, как недоумевают некоторые, зачем же молиться? И какая нужда Богу в наших прошениях? Подобные вопросы задавались еще святым Василию Великому, Иоанну Златоустому 1 и другим. Конечно, Богу наша молитва не нужна. Извещать и напоминать Ему о нашем существовании не требуется; как бы мы малы и ничтожны ни были, Он нас не проглядит. Материальные предметы, вроде храмов, икон, ладана, елея, которыми мы чествуем Его, для Него лично также не надобны. Он Сам сказал чрез Своего апостола: Бог, сотворивый мир и вся, яже в нем. не в рукотворенных храмех живет, ни от рук человеческих угождения приемлет, требуя что, Сам дая всем живот, и дыхания, и вся. (Деян. 17, 24.)

    Но молитва нужна нам самим. Зная это, Господь снисходит к нашей немощи, проявляющейся, пока мы здесь, на земле, даже в таких грубых формах, как вышеперечисленные, и говорит в виде заповеди:

    Просите. ищите. толцыте. ( Αιτειτε. ζητειτε . κρουετε ) (Мф. 7, 7).

    Однажды же сказал народу целую притчу, чтобы показать, како подобает всегда молитися и не стужати (си) — εγκακειν — «не терять присутствия духа, не приходить в расслабление, в уныние» (Лк. 18, 1), — если будем нескоро услышаны или даже совсем не услышаны. Ибо пользу от молитвы все равно получаем, а что касается неполучения самого просимого, то оно не стоит в связи с кажущейся неценностью нашей молитвы и якобы неслышанием нас Богом 2 .

    Но почему же нам нужна молитва? — Так мы созданы. Дух у нас от Бога — к Нему и льнет. От Него единого и свет, «пищу» своего рода, получает. «Как телесные глаза, видя свет, освещаются, — говорит св. Иоанн Златоуст, — так и душа, устремляясь к Богу, озаряется неизглаголанным, блистающим Его светом» 3 . В противном случае, «если кто не молится Богу, душа такого оставляется лишенною Божия просветления, божественной силы и покоя от демонских искушений; и демоны непрестанно возбуждают в ней непотребные движения, похоть нечистую, позывы на блуд, неправду, тщеславие, гордость, самомнение» 4 . Кратко сказать, душа человека, переставшего молиться, вскоре замирает, а потом и совсем умирает, и воскресить ее тогда силен один только Бог. Молитва для души — это то же, что воздух для тела, conditio sine qua non — условие, без которого она не может существовать. И корни этого условия, повторяю, уходят глубоко в основы общего религиозного бытия человека 5 .

    Обращаясь теперь от общего рассмотрения религиозных отношений человека к Богу к частным проявлениям его духовной жизни, мы опять должны прийти к заключению о необходимости для него молитвенного общения со Христом и всеми святыми.

    «Странно, — говорит тот же златословесный учитель Церкви, — что слуги наши, получив от нас что-нибудь со стола, благодарят нас и отходят с добрым словом, а мы, наслаждаясь столь великими благами, не воздаем Богу и такой чести» 6 .

    Но главное, чего человек не должен — а истинный христианин и не может — забывать, это потребность в постоянном душевном очищении. «Ежечасно надлежит нам знать, — говорит св. Исаак Сирин 7 , — что во все 24 часа дня и ночи имеем мы нужду в покаянии». Как же тут не молиться!

    «Подлинно блаженное дело — не грешить, — выпишу еще слова знаменитого соотечественника сего блаженного сириянина 8 , — а согрешающим не отчаиваться, но плакать о том, в чем согрешили, чтобы слезами опять улучить блаженство. Посему прекрасно всегда молитися и не стужати, как говорит Господь». Молитва для желающего победить в себе страсти, или, что одно и то же по производимому ими действию, демонов, — единственное «оружие мира» и «непобедимая победа» (кондак св. Кресту).

    Великой действенности молитвы в деле охлаждения страстей не могут не прославить и «божки» мира сего. Поэт, который, судя по его письмам, особенно нуждался в этих свойствах молитвы, воодушевленно убеждает:

    Молись! Дает молитва крылья

    Душе, прикованной к земле.

    Молись, когда глухим потоком

    Кипит в тебе страстей борьба.

    Молись, молись! Души все силы

    В молитву жаркую излей.

    Кто плачет о своих грехах, тот смиряется. А смирение есть признание своего собственного недостоинства и бессилия сделать что-либо доброе без помощи Божией. Да оно так и есть на самом деле (Ин. 15, 5) 9 . Отсюда у человека новое побуждение взяться за молитву. Он видит, что совершенно беспомощен, что врагов у него кругом великое множество, и видимых, и невидимых. Кто же в мире будет настолько могущественен, что поборет за него их всех? Нет такого помощника. И вот, смирение спасающегося человека поручает последнего Непобедимому Заступнику, Око Которого недремлюще и сила непреодолима. Личный опыт скоро удостоверяет такого человека, что, действительно, молитва к сему Невидимому Страшному Хранителю есть великий покров от нападающих на него, и спасающийся после сего начинает прибегать к этому средству постоянно.

    А что действительно молитва низводит нам помощь Божию, приведу пример из обыденной жизни, только не нынешней, а времен св. Иоанна Златоуста. Последний в одной из своих бесед сообщает, что некоторые из его паствы только и спасались что молитвою от разъяренных своих начальников или чиновников некоторых учреждений.

    «И это часто многие делали, — говорит он. — Когда начальник внутри судилища кричал, грозил, выходил из себя, бесновался, они, оградив себя пред дверьми крестным знамением и помолившись в уме немногими словами, входили и заставляли судью перемениться, укрощали его и делали из свирепого кротким. И ни место, ни время, ни молчание не было для них препятствием к такой молитве. Ведь для молитвы нужно не столько слово, сколько мысль, не столько движение рук, сколько напряжение души, не положение тела, а расположение духа» 10 .

    Русский народ, выносивший в своем сердце из-за вековых сплошных страданий глубокий взгляд на вещи и приобретший исключительный духовный опыт и только благодаря религии не павший под тяжестью тех мук, которые ему причинял не свой брат, грубый «серый мужик», а утонченный, благовоспитанный представитель культуры, широко пользовался этим средством, защищаясь молитвою от своих мучителей. И был, конечно, глубоко прав, потому что всякие иные средства самозащиты только увеличивают зло, но не уничтожают его. Побеждай благим злое, говорит Писание (Рим. 12, 21). А иначе, если побеждать его другим злом, насилием, что будет? Вместо одного — два зла. И вот, так как, говорю, мужик в старину гораздо умнее и духовнее был в сравнении с нынешним, то он и выбирал средство самое непогрешимое. Суеверный же налет, сказывавшийся обычно в содержании и внешней формулировке молитв, говорит, конечно, только о невежестве людей того времени, но искренности религиозного чувства не отнимает у них. Однако то «невежество» все-таки содержательнее было «научных» познаний некоторых людей XX века.

    Приведу одну из таких самодельных молитв того времени, которыми крепостной крестьянин защищался, подобно духовным детям св. Иоанна Златоуста, от всех окружавших его ужасов.

    «Молитва Як до пана йдеш» списана в Купянском уезде. Миколай угодник, скорий помощник, поможи и пособи мени гришному и в поли, и в доми, и в пути, и в дорози — от злих людей, од поганых очей, од нечистых речей и од поганой тварюки».

    Это нужно было проговорить, стоя перед дверью 11 . Следует обратить внимание на многообъемлющий характер самой молитвы.

    1. Св.Василий Великий. Творения. Ч. 5. Сергиев Посад, 1892. С. 354. Подвижнические уставы. Гл. 1. Св.. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 12. СПб., 1906. С. 495. Слово 2. О молитве.

    2. Почему это бывает, см. § 9 настоящей главы.

    3. Творения. Т. 12. СПб., 1906. С. 984. Беседа 6. О молитве.

    4. См.: преп. Симеон Новый Богослов. Слова. Вып. 1. М., 1892. С. 77. Слово 8.

    5. См. вполне справедливое рассуждение о молитве, в котором ее необходимость выводится из понимания религии как живого союза между Богом и человеком: Sabatier A. Esquisse d’une Philosophie de la Religion. Paris, 1897. P. 24-26.

    6. Св. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 12. С. 490.

    7. Слова подвижнические. Сергиев Посад, 1911. С. 201. Слово 47.

    8. Св. Ефрем Сирин. Творения. Ч. 3. М., 1882. С. 16. № 62. О молитве.

    9. См. у преп. аввы Дорофея рассуждение о глубокой внутренней связи между страхом Божиим, смиренной молитвою и любовью к ближнему (Душеполезные поучения. Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С. 187-188. Поучение 18). Тема эта была предвосхищена еще раньше св. Пименом Великим.

    10. Св. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 12. С. 491.

    11. К воле. Крепостное право в народной поэзии. Песни, памфлеты, сказки, анекдоты, заговоры, выговоры, пословицы, драмы, комедии / Составил Н. Бродский. М., 1911. С. 148.

    Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

  • Оценка 4.8 проголосовавших: 956
    ПОДЕЛИТЬСЯ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here